31 октября 2011 года (т. н. День семи миллиардов) численность населения земного шара, по оценкам ООН, превысила границу в 7 миллиардов. Быстрый рост численности населения затрагивает, прежде всего, страны с низким и средним индексом человеческого развития (human development index, HDI, до 2013 года индекс развития человеческого потенциала) (см. приложение 1), где и так имеются трудности с доступностью еды, воды и энергии. В странах же с высоким индексом улучшились условия здравоохранения, и все больше людей в них живут дольше, чем прежде.
Ускорение роста численности населения характеризует ежегодный темп прироста, т. е. прирост населения. В XIX веке прирост населения земного шара составлял 0,5%, в первой половине XX века – 0,8%, а к середине XX века он увеличился до 1,8%. Еще более впечатляющим был абсолютный прирост численности населения. В начале XX века население планеты увеличивалось на 10–15 миллионов человек в год, а к концу столетия эти цифры составляли уже 80–85 миллионов человек в год (по величине это сравнимо с численностью населения Германии или Египта).
Каждый пятый человек на планете живет в Китае, территория которого сопоставима с размером Европы. Численность населения Китая в 1990-е годы увеличивалась примерно на 12–15 миллионов жителей в год, но с начала XXI века прирост замедлился в два раза. Тем не менее, и рост численности населения в 6–7 млн в год означает, что за год добавляется количество людей, сравнимое, как минимум, с населением Дании.
Во второй половине XX века некоторые страны с большой численностью населения и высоким приростом (например, Китай и Индия) на государственном уровне начали ограничивать рождаемость. В начале XXI века отмечено снижение рождаемости и в других странах со средним индексом развития человека, например, в Латинской Америке.
В 2011 году средний естественный прирост населения на планете составлял 1,1%. Если он останется таким же, то в течение следующих 60 лет население земного шара удвоится, т. е. в 2070 году на планете будет проживать 14 млрд человек. На основе нынешних показателей можно надеяться, что естественный прирост все же снизится.