Что касается джаза, то тут вопрос заключается не в том, какую музыку исполняют, а в том, как ее исполняют. Джаз – это искусство исполнителей. Джазовая музыка в большей мере зависит от импровизации, нежели от композиции. Таким образом, истинным ее творцом становится именно исполнитель. Исполнение джаза требует большой музыкальности и хорошего владения инструментом, все лучшие исполнители джазовой музыки – настоящие виртуозы.

Джазовую музыку нельзя точно зафиксировать в нотной записи. Если классическое произведение предполагает наличие нотной записи для точного воспроизведения звуков, то в джазе звучание каждого звука определяется восприятием исполнителя в данный момент: оно может быть то более протяжным, то приглушенным, то с динамическим нарастанием. Каждый человек наделен неповторимой индивидуальностью, так же и исполнение джазовой музыки всегда неповторимо. Каждое исполнение в каком-то смысле является единственным, оно рождается здесь и сейчас. Без импровизации не было бы джаза. В основе джазовой пьесы обычно лежит какая-либо тема, на которой и базируется импровизация. Во время совместной импровизации ни один музыкант заранее не представляет, что задумал другой исполнитель. Всех исполнителей объединяют гармония и ритм, и на их основе музыканты создают различные мелодии (импровизации), как бы беседуя друг с другом.

Более ранний, т. н. архаичный джаз основывался на блюзовом ступеневом звукоряде, представляющем вариант обычного мажорного лада, в котором используются понижения звуков III и VII ступеней (иногда и V ступени). Пониженные ступени называются blue notes, что можно перевести как «грустные ноты» или «меланхоличные ноты».
В мелодии блюза, афро-американской народной песни светского характера, используются понижения звука тех же ступеней. Пониженные ступени присутствуют только в мелодии и в большинстве случаев в ее нисходящем направлении. В гармонии же звучат натуральные без понижения ступени лада. Мажорный лад гармонии вкупе со звучащими в мелодии понижениями создает музыкальные диссонансы, что придает джазу окраску, которая никогда не бывает только грустной или только веселой. Исполнитель старается уловить четверть тона между непониженной и пониженной ступенями. Из фортепиано подобного звука не извлечь, поскольку там все звуки расположены в полутоновом порядке. Однако на духовых и струнных инструментах, а также в пении можно с успехом играть и петь четвертные тоны. В африканской народной музыке четвертной тон обычное явление, однако для нашего слуха, привыкшего к звучанию половинных тонов, четвертные тоны воспринимаются как т. н. «грязные» (фальшивые). В джазе же эти звуки вполне уместны.
Джаз обожает разнообразные тембры. Зачастую на медных духовых инструментах играют с сурдиной (сурдина – специальное приспособление, которым в музыкальных инструментах приглушают звучность), создавая оригинальные тембры, напоминающие то шуршание, то воркование. Каждый исполнитель обладает своим неповторимым индивидуаль- ным звуком, и знатоки джаза зачастую по одному звучанию узнают, кто именно играет.
Самым ранним джазовым стилем считают музыку, исполня- емую ансамблями, в состав которых входили корнет или труба, кларнет, тромбон и ритм-секция: банджо, контрабас или туба, ударные инструменты и позднее фортепиано. Корнет или труба обычно исполняли основную мелодию, кларнет играл ее вариацию в верхнем регистре, тромбон заполнял паузы.
