В ходе утверждения своей власти российская сторона закрепила прежние права самоуправления остзейских (прибалтийских) сословий, лютеранство как господствующую религию и немецкий язык как официальный язык местного делопроизводства. Эти условия были зафиксированы как в актах о капитуляции 1710 года, так и в Ништадтском мирном договоре 1721 года.
Расцвет сословного самоуправления прибалтийских немцев
Города и рыцарства в ходе реституции восстановили жизненный уклад, существовавший до реформ Карла XI. Поместья, переданные по редукции в собственность государства, были возвращены прежним владельцам. В начале российского периода центральная власть не вмешивалась во внутренние дела прибалтийских провинций. В Прибалтике действовали лишь общегосударственные законы, не вступавшие в противоречие с закрепленными привилегиями. Это позволило сословной системе самоуправления рыцарств и городов именно в это время достичь наибольшего размаха. В историографии понятие особый остзейский порядок используется в отношении русского периода, но следует учитывать и то, что система сословного самоуправления прибалтийских немцев берет свое начало из прежних времен.
От внутренних губерний России Эстляндию и Лифляндию отличало административное и судебное устройство, правовая система, церковный и общекультурный облик, а также наличие таможенной границы. Вследствие сословного самоуправления прибалтийские провинции подразделялись на пять административных единиц: Эстляндская губерния, Лифляндская губерния, Сааремааская (Эзельская) провинция, Таллинн (Ревель) и Рига. Носителем сословной правящей власти в Эстляндии, Лифляндии и на Сааремаа было местное рыцарство, состоявшее из прибалтийских немцев. В крупных городах власть принадлежала бюргерам остзейского происхождения.
Здесь действовала сформировавшаяся еще в шведский период дуалистическая форма правления: наряду с сословными органами самоуправления действовали и государственные правительственные учреждения, при этом границы двух систем не были четко определены. Порой их задачи совпадали, и бывали случаи, когда один и тот же человек занимал должность как в государственной, так и в сословной системе управления.
Терпимость российских императоров способствовала признанию российской власти местным дворянством. В отличие от шведских правителей местные помещики неизменно называли русских правителей «наш царь» или «наша царица». Инициированные Петром I преобразования были направлены на модернизацию Российской империи по примеру европейских государств. Претворение этих планов в жизнь предполагало принятие на государственную службу компетентных должностных лиц, поэтому перед остзейскими дворянами открылись блестящие карьерные возможности. Многие прибалтийские немцы достигли высоких должностей в правительственных учреждениях, на военной и дипломатической службе, и до середины XIX столетия их влияние в государственных делах было достаточно велико. Кроме прочего, это позволяло им оказывать влияние на политику центральной власти в Прибалтике в благоприятном для них направлении.
С другой стороны, особый остзейский порядок, утверждавший власть рыцарств в сельских регионах, повлек за собой ухудшение положения крестьян. Для эстонцев правовое и социально-экономическое положение, сложившееся после 1710 года, стало периодом наибольшего упадка за всю историю Эстонии.
Государство и религия
Во внутренних губерниях Российской империи государственной церковью была Русская православная церковь, однако одним из важнейших признаков особого балтийского порядка стало сохранение в Эстляндии лютеранства в качестве главенствующей религии. Управление лютеранской церковью перешло под контроль рыцарства или городской управы. Это, в свою очередь, повлекло за собой разделение церковной организации, обретшей к концу периода шведского владычества единую форму, на эстляндскую, лифляндскую, сааремааскую, таллиннскую и рижскую территориальные церкви. Только согласно принятому в 1832 году церковному закону центральная власть взяла управление лютеранской церковью под свой контроль, и была образована охватывавшая все лютеранские общины империи единая Лютеранская церковь Российской империи.
Для обсуждения
- В чем состояло отличие уклада жизни в прибалтийских губерниях от уклада, сложившегося во внутренних губерниях России?
Фридрих Вильгельм фон Буксгевден
Род Буксгевденов принадлежал к числу древних остзейских дворянских семей. Фридрих Вильгельм фон Буксгевден родился в 1750 году в поместье Вылла на острове Муху. Его военная карьера началась в кадетском корпусе российской армии в Санкт-Петербурге. Он принял участие в русско-турецкой войне, которую начинал кадетом, но благодаря проявленной храбрости получил повышение и в 1770 году был произведен в офицеры (прапорщики). В следующем году за совершенный подвиг он был удостоен высшей военной награды Российской империи – ордена Святого Георгия 4-й степени. Влияние на карьеру Буксгевдена оказало знакомство с фаворитом Екатерины II Григорием Орловым, который сделал его своим адъютантом. Буксгевден женился на внебрачной дочери Орлова и Екатерины II Наталии. Благодаря высоким покровителям его карьера стремительно развивалась. Он участвовал в многочисленных военных походах. Будучи генералом от инфантерии, он командовал левым крылом русско-австрийской армии в сражении при Аустерлице (1805). В 1808 году он был главнокомандующим русской армии во время русско-шведской войны и под его командованием были предприняты военные действия для присоединения Финляндии к России (1809). Ранее (1803–1808) он был назначен на должность рижского генерал-губернатора. Этот выдающийся деятель стоял во главе Эстляндии, Лифляндии и Курляндии и одновременно являлся главнокомандующим располагавшихся в здешних провинциях войск. В реальности Буксгевден не успевал заниматься управлением провинциями, поскольку большую часть времени он проводил в своих войсках или вместе с ними участвовал в сражениях. Буксгевден умер в 1811 году в замке Колувере, который был пожалован ему Павлом I.

Система правления
Во главе Эстляндской и Лифляндской губерний стоял губернатор (или генерал-губернатор) вместе с губернской управой, располагавшиеся в Таллинне или Риге. К компетенции губернатора относились вопросы, связанные с армией и государственными налогами, а также утверждение решений сословного самоуправления.
Сельские регионы в Эстонии были разделены между тремя дворянскими корпорациями, или рыцарствами. В основных чертах система самоуправления эстляндского, лифляндского и сааремааского рыцарства была сходной. В собраниях высшего руководящего органа рыцарства – ландтага – участвовали все внесенные в матрикул дворянских родов владельцы поместий. Ландтаг созывался каждые три года. В период между ландтагами рыцарством управляла коллегия ландратов, занимавших эту должность пожизненно.
В шведское время владельцы поместий принадлежали к какому-либо рыцарству. Поскольку эта принадлежность влекла за собой привилегии, важнейшей из которых было участие в самоуправлении территорией, то у местного потомственного дворянства возникло желание ограничить круг принадлежащих к подобной корпорации лиц, чтобы исключить доступ новичков к привилегиям. Во всех рыцарствах к середине XVIII века были составлены дворянские матрикулы, или списки принадлежащих к рыцарству дворянских родов. Это означало, что к рыцарству относились только имматрикулированные, т. е. внесенные в матрикулы члены дворянских родов.
На города власть рыцарств не распространялась. Управление городами находилось в руках городской управы, или магистрата, членами которого были зажиточные купцы.
Члены корпораций
Численность не входивших в рыцарства помещиков была невысокой, и большая их часть не относились к дворянству. В историографии они получили название корпорантов (нем. Landsassen). В начале 1760-х годов корпорантам принадлежали в Эстляндии 7–8% и в Лифляндии (преимущественно на территории Латвии) – более 15–16% частных земельных владений. Стремления корпорантов добиться равных прав с имматрикулированным дворянством были отвергнуты рыцарствами, о чем очень красноречиво свидетельствует высказывание лифляндского ландрата барона Иоганна Адольфа Унгерн-Штернберга (1767):
«Корпоранты купили себе дворянские дипломы у чужих властей или же получили офицерские документы после службы в армии, а затем скупили поместья в Лифляндии. Среди них есть люди и вовсе низкого происхождения. Ежели каждый чужак и не имматрикулированный, который покупает земли в этой провинции, желает получить равные с имматрикулированным дворянином привилегии, то такие привилегии можно считать законченными, и они имеют так же мало отношения к привилегиям, как вода, воздух и огонь, которые в равной степени принадлежат всем местным людям... В таком случае, достигнутые ценой крови привилегии были бы утрачены».
Mati Laur. Eesti ajalugu varasel uusajal 1550–1800. Tallinn, 1999.- список дворянских родов того времени
- список дворянских родов, управляющих городом
- список дворянских родов о вхождении в рцарство
Наместничество
Период правления императрицы Екатерины II принес в Эстляндию и Лифляндию заметные изменения. Наличие провинций с особыми правами с точки зрения просвещенного правления было нерациональным. В результате проведенных в 1783 году реформ в них была установлена такая же система управления, что и в других частях Российского государства. В Риге был назначен на должность наместник, управлявший обеими губерниями, поэтому новая система управления и судоустройства позднее получила название наместничества. Основными отличительными чертами преобразований были унификация, рационализация и расширение влияния государственной власти, а также разделение административной и судебной власти. Численность государственных чиновников, представлявших в Прибалтике интересы центральной власти, выросла более, чем в три раза. Была упразднена таможенная граница между прибалтийскими и внутренними губерниями.
Для эстляндского, лифляндского и сааремааского дворянства установление наместничества имело двоякое значение. С одной стороны, были упразднены права их самоуправлений в сфере управления и судопроизводства. С другой стороны, центральные власти в значительной мере расширили личные права дворян. При этом важнейшим было признание поместий родовыми имениями, т. е. личной собственностью. Таким образом, дворяне могли не опасаться новой редукции поместий.
Взошедший на российский престол в 1796 году после смерти Екатерины II Павел I восстановил учреждения городского и дворянского самоуправления, а также судебную систему. В остальном нововведения времен наместничества были сохранены. В качестве платы за восстановление сословных привилегий император ввел в Прибалтике рекрутскую повинность.

С введением наместничества были изменены границы уездов. Поскольку центром каждого уезда должен был быть город, были основаны два новых города: Выру и Палдиски.
Вопросы
- Опишите систему управления прибалтийскими губерниями, сложившуюся в XVIII веке.
- Сравните положение прибалтийского дворянства в составе шведского и российского государства. Какая власть благоприятствовала ему в большей степени?