Поместье

Когда власть Швеции распространилась на Эстляндию и Лифляндию, здешние земли стали собственностью короля Швеции. Их стали жаловать в лен, к середине XVII века в Лифляндии принадлежало государству менее 2% земель, а в Эстляндии – еще меньше.

Шведская политика передачи в лен

За политикой массовой передачи земельных владений в лен стояло сложное финансовое положение Швеции. Непрерывные войны опустошили казну, а жалованием земель в лен король оплачивал долги дворянству, чиновникам и армейским офицерам или же выражал благосклонность к заслужившим его особую милость лицам. В первой половине XVII века государство не должно было получать доход непосредственно от содержания поместий, а лишь косвенно, посредством налогов, торговых пошлин и акцизов. Кроме того, государство опасалось расходов, связанных с управлением поместьями.

Результатом политики передачи в лен стали крупнейшие земельные владения шведской аристократии (семьи Оксеншерна, Делагарди и др.) в Эстляндии и Лифляндии. Местному немецкому дворянству в Лифляндии досталось менее 40% поместных землевладений, в Эстляндии – около 60%. Высшее шведское дворянство не собиралось переезжать в эти провинции, оно лишь изредка посещало свои имения. Хозяйством в крупных поместьях руководили управляющие либо владения сдавали в аренду местному дворянству. Таким образом, проживавшее и служившее в Швеции дворянство было заинтересовано в том, чтобы их владения в заморских провинциях приносили как можно больше дохода.

Ленная грамота короля Густава II Адольфа, согласно которой 30 ноября 1629 года Магнусу Брюммеру за верную службу в кихельконде Амбла даровались две деревни – Алавере (Alafer) и Хейнаметса (Heimetz)

Для обсуждения

  • Как изменился состав местного дворянства в период шведского владычества?


Ленная грамота шведского короля Клаусу Мяртенсу от 7 января 1622 года

Мы, Густав Адольф, Божьей милостью король шведов, готов и вендов, великий князь Финляндии, герцог Эстляндии и Карелии, государь над Ингерманландией, настоящим объявляю всем, что наш возлюбленный, преданный, добросовестный Клаус Мяртенс покорнейше сообщил нам, каким образом он нашему высокочтимому благословенному дорогому отцу, находясь на его службе, и нам самим великое множество верноподданных услуг оказал в войнах Лифляндии против поляков и московитов, за что наш благословенный высокочтимый отец милостиво жаловал ему 18 гаков, шесть из которых были пустошью; и Мы это также [---] закрепили. Кроме того, податель упомянутого прошения также за остаток своего жалованья, которого было 5000 талеров, и кроме того еще 1500 талеров, получил от нас как залог гарантии четыре гака в Купна, что в Ракверемаа, и еще четыре гака в Роосна и еще два гака в Палу, все пустующие, и в то же время он верноподданнически возвратит нам эти же суммы, если мы ему вышеупомянутые земельные владения в 28 гаков милостиво жалуем и передадим в лен. Поелику ведома нам его верная служба, [---] то в этой ленной грамоте выказали мы ему свою милость и закрепили, что названный Клаус Мяртенс и его кровные потомки мужеского пола эти земельные владения в 28 гаков вместе со всеми их пахотными полями, лесами, лугами, местами рыбной ловли и всеми прочими правами [---] также и в дальнейшем всегда владеть и как своею собственностью на основании права ленного поместья пользоваться может, однако же требуя, что при необходимости во имя нас и нашего государства в любое время, также как и другие жители нашего Эстляндского герцогства, несли бы повинность ратной кавалерийской службы честь по чести.

Положение высшего дворянства Швеции

Земельные владения высшего шведского дворянства в Ливонии были намного более обширными, чем в Эстляндии. Шведским аристократам отошли все староства времен польского владычества. [--- ] В эстонской части Лифляндии самые большие земли приобрели семейства Вазаборгов (Пыльтсамааское и Отепяэское староство), Делагарди (Вильяндиское и Тарвастуское староство), Флемингов (Рынгу, Пухья и Лайусе), Круузов (Каркси) и Левенгауптов (Сангасте). [--- ] В южной части Лифляндии государственному канцлеру Акселю Оксеншерне было даровано бывшее Выннуское епископство, составлявшее примерно пятую часть всей провинции. В пространственном отношении это было одной из крупнейших территорий в Центральной Лифляндии, в состав которой входил также ряд небольших городов и военные поселки. Весь комплекс представлял собой небольшое феодальное государство со своей системой управления хозяйством и юрисдикцией. Однако самыми обширными стали владения семьи Делагарди, охватывавшие земельные угодья в Эстляндии, Лифляндии и на Сааремаа. [---]

В результате массовой передачи земель в лен в прибалтийских провинциях Швеции возникла парадоксальная ситуация. В то время, как государство, жалуя земли в лен, уступало все свои функции местного управления, местные ленники интегрировались в государственное администрирование путем передачи поместьям публично-правовых обязанностей. Сбор государственных налогов с крестьян, отправление правосудия на низшем уровне и прочие публично-правовые действия относились к компетенции поместий.

Eesti ajalugu, III. Tartu, 2013.

Редукция

Период пользования земельными владениями, переданными в лен в конце XVI и первой половине XVII века, оказался непродолжительным. Большая часть владений в ходе редукции поместий в 1680-е годы была возвращена в собственность короля. Законным основанием для этого шага был старый закон Швеции о земле, согласно которому король обладал единоличным правом как жаловать в лен, так и отчуждать казенные земли в пользу государства.

Основной причиной редукции вновь стала нехватка денежных средств в государстве. Содержание армии и растущий государственный аппарат требовали больше средств, чем предлагала налоговая политика, но государственные землевладения уже были пожалованы в лен.

В 1680 году риксдаг при поддержке нижних сословий принял решение осуществить масштабную редукцию поместий и вернуть переданные дворянству земли. Проведению такой политики способствовала нацеленность Карла XI на установление абсолютистской власти. Несмотря на отказ лифляндского дворянства подчиниться решению риксдага, государство все же приступило к проведению редукции в Эстляндии, в Лифляндии, а позднее и на Сааремаа. Возврату подлежали все принадлежавшие ордену и польскому государству поместья, жалованные в лен высшей дворянской знати Швеции. Редукции не подлежали поместья, полученные в наследство, приобретенные или заложенные до шведской власти.

В общей сложности в Лифляндии в результате редукции было возвращено 84% земель и в Эстляндии – 53%. Редуцированные дворянские имения стали государственными, и были вновь переданы в аренду дворянам и чиновникам (зачастую – прежним владельцам). В результате редукции были восстановлены обширные государственные земельные владения, на которых государство стало зарабатывать значительный доход. Так, к концу XVII столетия вклад Эстляндии и Лифляндии в шведскую казну составлял до четверти всех поступлений.

Реакция эстляндского и лифляндского дворянства на решение о редукции

Эстляндское и лифляндское дворянство испытывало подлинный страх перед редукцией поместий. В августе 1681 года королю докладывали, что «настроения лифляндского дворянства колеблются сейчас между страхом и надеждой», и что «невозможно предугадать, как изменится ситуация, когда опасения станут явью, и всякая надежда исчезнет». Изъятие поместий не обошло стороной ни одну дворянскую семью ни в Швеции, ни в Прибалтийских провинциях. Редукция уменьшила чувство уверенности дворянства относительно своей собственности и прав и вызвала недовольство шведской властью. Наиболее серьезный конфликт разгорелся между метрополией и лифляндским дворянством. Эстляндские дворяне не вступали в столь острую конфронтацию с государством, что частично могло быть обусловлено тем, что в Лифляндии редукция началась раньше, чем в Эстляндии, а также и тем, что положение эстляндского дворянства было несколько более благополучным. Утрата поместий в результате редукции стало основной причиной того, что позднее остзейское дворянство вспоминало шведское время с глубокой неприязнью.

Начало редукции в Лифляндии

A.

Представление (пропозиция) короля Карла XI ландтагу Лифляндии о проведении редукции, 27 апреля 1681 г. 

Как вероятно, рыцарство и дворянство хорошо ведает, не может правительство и безопасность страны сохраниться без необходимых для этого средств, и если средств недостаточно или они остаются без надзора, то с ним случится то же, что и с телом, если оно будет отрезано от необходимой пищи – оно начнет слабеть и станет беспомощным. [---] Так его королевское величество пребывает в милостивой уверенности, что, как показала смиренная добросовестность и верность этой провинции, рыцарство и дворянство желает блага для своей родины с не меньшей готовностью, чем шведское рыцарство и дворянство [---]. [Так желаем мы] старые поместья архиепископа и епископов вместе с другими владениями духовенства того времени, также как и орденские и магистра ордена поместья наряду со всеми остальными, которые некогда попали в руки государства и принадлежали ему, однако по той или иной причине были жалованы в лен или отданы в публичное пользование (ad publicos usus) следует назад вернуть и оставить неприкосновенными. [---]

B.

Ответ на него Лифляндского рыцарства 8 июля того же года

Подданные вашего королевского величества ставят нас здесь почти в плачевное положение, когда то один, то другой вынужден терять свою кроху хлеба, благодаря которой он до сих пор с открытым сердцем исполнял свои верноподданные обязанности, служа вашему королевскому величеству, так что теперь он вынужден впасть в крайнюю нужду или вовсе взять посох нищего и пойти побираться, и не сможет более никоим образом безропотно исполнять свою верноподданническую обязанность, если таковую от него в будущем еще могут потребовать, – тогда, в таких сложившихся обстоятельствах, все рыцарство и уездное собрание будет искать у Господа и всемилостивейшего трона Вашего Королевского Величества защиты и обращается с самой нижайшей просьбой, чтобы [---] это тяжелое предложение никогда не было исполнено...

  • Поместья, приобретенные в период шведского владычества.
  • Поместья, полученные в наследство до начала шведского владычества.
  • Поместья, приобретенные или заложенные до начала шведского владычества.

Для обсуждения

  • Почему шведский король в 1680-е годы вернул в собственность государства ранее пожалованные в лен земли?

История дворянского рода фон Толлей

В 1544 году Лукас Толль стал студентом Виттенбергского университета. Спустя четыре года умер его отец, и Лукас был вынужден оставить учебу в университете. В поисках места службы он в 1554 году поступил на должность писаря в замок Сааре-Ляэнеского епископа Иоганна фон Мюнхгаузена в Курессааре, где быстро завоевал расположение епископа и в дар от него получил дом в Курессааре. После смены власти Лукас поступил на службу к герцогу Магнусу, который в 1560 году за «неоднократную верную службу, усилия, труды и тягости» жаловал ему в лен поместье Меэдла на Сааремаа. Лукас Толль умер в 1597 году, и его лен и имущество унаследовали два его сына, от которых в течение последующих веков пошел многочисленный и влиятельный род Толлей. Принятое в 1690 году решение сааремааской комиссии по редукции, согласно которому у Толлей отчуждались их владения в Меэдла, вызвало горькое разочарование в душе семейства Толлей. Позднее, спустя еще несколько поколений, они жаловались шведскому королю Густаву III (годы правления 1771–1792), что «редукция сделала их деда столь же нищим, насколько он был прежде богат и жил в достатке, а дети его были лишены самых важных льгот на их родине, и поэтому войны, которые вел благословенный свыше король Карл XII, оставались для них единственной надеждой выжить в этом мире посредством службы».

Герб рода фон Толлей в имении Кукрузе

Количество и размер поместий

Поместье означало все поместное владение с его полями, лесами, деревнями и крестьянами, а также непосредственно само помещичье хозяйство со зданиями и постройками помещичьей усадьбы, полями и прислугой. Хотя поля хуторских хозяйств также принадлежали поместью, они были четко отделены от помещичьих полей. С крестьянских полей помещик мог требовать только податей, а урожай с помещичьих полей полностью принадлежал помещику. Помещичьи поля обрабатывались крестьянами на основании барщины (отработки). Помещик получал с них значительно больший доход, чем с хуторских земель. В современных единицах измерения площадь помещичьих полей составляла в основном от 45 до 150 гектаров, но были и более крупные и небольшие поместья (менее 20 га). Одному поместью обычно принадлежало до 50 хуторов, в редких случаях – более 100 хуторов.

В начале XVII века на территории Эстляндии насчитывалось около 500 поместий, а к концу столетия их было уже свыше 1000. Столь значительный рост был частично вызван разделением прежних поместий, а также появлением большого количества новых усадеб. В первой половине XVII века еще встречалось много деревень, опустевших в результате войн. При создании нового поместья под помещичьи земли могли забрать поля целого села, имение получало название по названию деревни. Для расширения своих полей помещики присоединяли часть хуторских земель к помещичьим, что получило название «расширения поместных владений». Имели место даже такие случаи, когда арендатор поместья выгонял крестьянина из его хутора и поселялся в нем сам. Взамен помещик передавал крестьянам худшие или необработанные клочки земли. Присоединение земель (расширение поместных владений) в любом случае означало для крестьян напрасный труд и несправедливость.

  • 1
  • A
  • B
  • G
  • C
  • E
  • F
  • D
  • D
Построенное в кихельконде Юуру (Харьюмаа), на месте деревни Каритса, одноименное поместье
​На землемерной карте 1687 года отмечен центр поместья Каритса (1), вокруг него расположены поля, на которых выращивалась рожь (A) и ячмень (B), а также находившееся под паром (C). В поместном хозяйстве имелись леса и луга (D), два хутора лесников (E, F) и  принадлежавшую поместью деревня Салутагузе (G) с 21 хутором. Каждому хутору выделялись разделенные на полосы полевые, луговые и лесные угодья.
  • Хуторские поля были отделены от помещичьих полей.
  • Хуторские поля не принадлежали помещику.
  • Как с крестьянских, так и с помещичьих полей помещик мог требовать подати.
  • Помещичьи поля обрабатывались крестьянами на основании барщины.
  • Расширение поместных земель за счет хуторских было полезно для крестьян.
  • В XVII веке на территории Эстляндии появилось большое количество новых поместий.

Помещичье хозяйство

Основным источником дохода поместий была продажа зерна. Во второй половине XVII века в большинстве поместий более половины вывозимого на рынок зерна поступало уже с помещичьих полей, а не от крестьянских податей. Самый большой дополнительный доход помещики получали от содержания корчмы и продажи пива. Значительно меньше они занимались животноводством. Кроме лошадей и собак, других животных в поместьях не было. Животноводческой продукцией поместья снабжали крестьяне, которые в качестве податей приносили откормленных быков, свиней, телят, баранов, ягнят, гусей, кур, яйца, масло, сено, животный жир, шпик, мед и воск. Кроме того, крестьяне должны были поставлять в поместье дрова, мешки, пряжу, лен, коноплю (для канатов), хмель (для варки пива) и пр. Уплата дани рыбой была распространена в прибрежных поместьях, где источником дохода части крестьян была рыбная ловля.

Дворяне редко сами управляли своими поместьями. Даже если помещик и жил в имении, то для управления всем хозяйством нанимали приказчика, или бурмистра. Из числа крестьян помещик нанимал батраков, горничных, конюхов, стремянных, лакеев, шкиперов, корчмарей, рыбаков, охотников, лесничих и при необходимости пастухов и пастушек. В больших поместьях был также садовник. В каждом поместье непременно имелся кубьяс (надсмотрщик) и гуменщик. В кубьясы обычно брали зажиточного хозяина хутора, который должен был следить за своевременным исполнением крестьянами их повинностей и быть связующим звеном между селом и поместьем. Гуменщик занимался хлебами в усадьбе: руководил и следил за обмолотом, веянием и сушкой зерна в поместье.

Годовой баланс одного из поместий в шведский период

За основу учета натуральных продуктов бралась их денежная стоимость в рыночных ценах. Учет урожая приведен без семенного зерна. Данные о заготовках сена отсутствуют.
ДОХОДЫ

Кастре 1665/66

Пуртсе и Ангерья 1675/76

Виймси 1684/85

Помещи­чье хо­зяй­ство

урожай зерновых

31

27

66

урожай прочих полевых культур и продукты садовод­ства

0

1

4

продажа сена

2

0

0

животноводство и коневодство

0

17

6

корчмы

1

3

13

сдача в аренду мест рыбной ловли и рыболовных лодок, мостовой и паромный налог

2

0

0

Всего с помещичьего хозяйства

36

48

89

Получено от хуторов:

зерна

45

41

6

денег и налогов

20

10

4

Всего с хуторов

65

51

10

РАСХОДЫ

Кастре 1665/66

Пуртсе и Ангерья 1675/76

Виймси 1684/85

Жалование работникам и ремесленникам поместья

76

54

36

Угощение для крестьян во время толоки

4

0

5

Текущие хозяйственные расходы

5

16

35

Покупка домашнего скота

0

0

24

Налоги государству, церкви, рыцарству

15

28

0*

Аренда амбара

0

5

0

Прочие расходы

0

1

0

Всего расходов

100

104

100

Для обсуждения

  • Опишите структуру и систему управления поместьем.

Власть помещиков

Поместья являлись центром сельской жизни, оказывавшими влияние на деятельность и жизненный уклад жителей всего региона (крестьян, духовенства и горожан). В границах своего поместья помещик мог решать небольшие спорные вопросы и нарушения порядка, участвовать в выборах пастора кихельконда, но, прежде всего, он обладал почти неограниченным правом распоряжаться поместными крестьянами. Подобное общественное устройство, ориентированное и опирающееся на власть поместий и помещиков, было характерно в то время для Центральной и Восточной Европы (территорий, расположенных к востоку от реки Эльбы).

Почти неограниченная власть на территории своего поместья позволяла помещику расширять свое поместное хозяйство таким образом, чтобы оно приносило максимальный доход. Ориентированное на помещиков общество переломило также и торговый диктат городов, характерный для Западной Европы. Дворянство подчинило своим интересам внутреннюю торговлю зерном, сельскую торговлю и отняло у крестьян право вывозить свою продукцию непосредственно на рынок. Установление крепостной зависимости крестьян прервало свободный приток сельских жителей в города, который мог бы стать важной предпосылкой образования крупных городов.

Для обсуждения

  • Какое влияние оказала растущая власть помещиков на эстляндское и лифляндское общество?