В связи с общим повышением грамотности, уровня образования и широким распространением письменности на рубеже веков эстонцы имели хорошее представление о зарубежном мире. Информация о происходящем в развитых странах — развитии науки, техники и культурной жизни — влияла и на Эстонию. Это изменило прежнюю национальную культуру. Старинные обычаи, народные предания и верования отступили перед современными культурными явлениями.
Образование
К началу нового века удалось оправиться от удара, нанесенного образованию русификацией. Хотя официально языком образования являлся русский, в начальной школе преимущественно обучали на родном языке. Выросло число учившихся в школе детей и улучшились их знания. По данным переписи населения 1897 года уровень образования в Эстонии был выше, чем в каком-либо другом регионе Российской империи: читать умели 95% и писать 78% населения.
Одновременно были основаны новые средние школы. Так, в 1900 году в Эстонии действовало 12 гимназий и реальных школ, в которых обучалось примерно 3500 молодых людей. Особенно примечательным был быстрый рост численности эстонцев среди учащихся средних школ. Многие будущие интеллигенты учились в частной гимназии Хуго Треффнера в Тарту. Среднее образование можно было получить только на русском языке, что способствовало сближению образованной эстонской молодежи с русским культурным пространством.
Хотя в силу экономических условий двери высших школ для большей части молодежи оставались закрытыми, число эстонцев, получивших высшее образование, к началу нового века превышало двести человек. Наряду с Тартуским университетом питомником эстонской образованной молодежи стали петербургские высшие школы и Рижский политехнический институт. Конечно, немало эстонцев обучалось и в других российских вузах, а также в высших учебных заведениях Германии. Так, целый ряд эстонцев к началу столетия уже имели докторскую степень. Первым высокообразованным эстонцам угрожала утрата своей национальности и онемечивание или русификация, теперь сохранять национальное сознание студентам помогали студенческие организации.
Школьные условия
Моей школой была государственная женская гимназия имени Пушкина. Основана она была всего несколько лет назад для поддержания проводившейся царской властью политики русификации, однако под влиянием сложившихся в Тарту условий сущность школы формировалась в соответствии с её учительским коллективом. Среди тартуских учителей трудно было найти русификаторов, а их отдельных «завезенных» извне представителей быстро укрощали. [---]
Учеба в школе была сравнительно трудной, и домашних заданий задавали так много, что у обычного ученика не оставалось времени даже на прогулку. Школьные занятия продолжались с девяти утра до трех пополудни, и большая перемена длилась всего 20 минут. За это время мы успевали съесть взятые с собой бутерброды. Молоко, равно как и гимнастика, были неизвестными в школе понятиями, хотя нас обучали танцам!
[---] Состав учащихся школы был достаточно пестрым. В старших классах учениц-эстонок было примерно треть или четверть, в младших классах эстонские девочки составляли уже подавляющее большинство. В моем классе из 30 учениц только 8 были эстонками.
[---] Вдобавок у нас было еще несколько немок, латышек и евреек, но почти половину составляли дочери русских генералов и профессоров, часть которых привозили в школу в экипажах, запряженных парой лошадей, и в сопровождении гувернантки-француженки.
Деятельность самодеятельных обществ
На рубеже веков снизилось влияние русификации и на деятельность самодеятельных обществ, среди которых на первый план вышли общества трезвости, которые вскоре вышли за узкие рамки уставной деятельности и обрели важное значение. Помимо пропаганды трезвости они организовывали концерты, спектакли, собрания и праздничные вечера, распространяя национальные идеи и развивая национальную культуру. Наиболее известным руководителем деятельности в защиту трезвости был пастор церкви Колга-Яани Виллем Рейман, который стал связующим звеном между периодом национального пробуждения и возникшей в начале XX века новой волной национального движения.
Наряду с обществами трезвости действовали основанные в период национального пробуждения общества земледельцев, а также хоровые и театральные общества. Первые заботились об улучшении профессиональных умений крестьян, вторые создавали хоры и оркестры и организовывали концерты и местные певческие дни. Широко распространилось увлечение театром, и любительские театральные постановки получили большую поддержку. Были основаны первые спортивные общества (сначала для продвижения велосипедной езды, затем тяжелой атлетики), общества ремесленников, общества добровольных пожарных.
Широкое движение по созданию обществ способствовало развитию духовной жизни, обновлению национальной культуры, сохранению и укреплению традиций самоинициативы и общественной самодеятельности, обозначив начало формирования гражданского общества.

Двойственное влияние культурных перемен
Приобщиться к культуре смогли все слои населения, и уровень их жизни благодаря культуре повысился, хотя и в неравной степени.
Естественно, культура зарождалась в среде зажиточных людей. Таковыми были хозяева хуторов – сначала арендаторы, а потом и собственники. Привольная жизнь, хорошее начальное образование, влияние традиций, улучшение питания и жилищных условий оказали животворное влияние на физическое состояние хозяев и духовно настроили их на то, чтобы стать лидерами нашего народа.
Безземельных людей культура затрагивала в меньшей степени... Накопление капитала для выкупа хуторов в личную собственность ожесточило дух их хозяев, который стал тверже меди, и хуторяне безжалостно изгоняли батраков с их прежних мест по соседству с хуторами. Они стали безземельными и бездомными людьми в полном смысле этого жуткого слова... Культура же требует материального уровня, и найти приют в сырой избушке бобыля она не сможет.
Стекающийся в города трудовой народ в духовном плане обретает интерес к жизни, но в физическом отношении опускается ниже... А поскольку в городе ослабевали те традиционные отношения, которые на земле и в деревне связывали их с родными и знакомыми, то утратив надежную опору под ногами, они парят как птицы в воздухе, становясь легкой добычей для новых туманных целей, которые высокий полет фантазии представляет в самых привлекательных красках. Наконец, более свободные времена и рост зажиточности сформировали в городах немногочисленное сословие буржуазии, а в деревнях и городах – еще меньшую по численности интеллигенцию со средним и университетским образованием. А чтобы дать им характеристику, достаточно напомнить, что они, внезапно оторванные от своей земли и брошенные в непривычные условия, часто охладевают к своим близким, чуждаются физической работы как позорного признака рабства, устают от штудирования школьной премудрости на чужом языке, в унылом настроении утрачивают идеалы и, наконец, живут ради единственного удовольствия – накопления имущества.
Это подтверждает печальный вывод антропологов о том, что когда в развитии культуры народ достигает определенной ступени, то одновременно с культурой вступают в действие и разрушительные силы, которые приведут народ к смерти, если своевременно не оказать им сопротивления.
Villem Reiman. Kas meie hävineme? (1910) – Mis meist saab? Tartu, 2008.Изменение бытовых условий
Большие изменения произошли в бытовых условиях хуторян. Традиционные жилые риги сменились новыми жилищами с дощатым полом, печью с дымоходом и трубой, а также кухонной плитой. В хозяйстве появлялось все больше фабрично-заводских изделий, начиная от часов с кукушкой и керосиновых ламп и заканчивая сеялками и молотилками. Городская одежда одержала победу над национальными костюмами, а оркестры духовых инструментов вытеснили музыкантов, играющих на каннеле и волынке. Горожане познакомились с кино и электричеством, и в зажиточных домах появились механические музыкальные аппараты – граммофоны.
Формирование современной национальной культуры
Хотя первые эстонские профессиональные художники и музыканты появились во второй половине XIX века, их творчество было адресовано высшим слоям российского общества. Однако к началу нового века сформировалась эстонская культурная общественность, углубляющийся интерес которой к культуре и ее потреблению позволил некоторым эстонским писателям, композиторам и художникам посвятить себя творчеству и зарабатывать этим на жизнь.
На начальном этапе развития эстонская национальная культура была неразрывно связана с культурой остзейских немцев и испытывала сильное влияние русской культуры. Теперь же деятели культуры искали контакты с культурным пространством Западной Европы (прежде всего Франции) и Северных стран (Финляндии, Скандинавии). Об этом направлении заявила группа представителей молодой творческой интеллигенции Noor-Eesti («Молодая Эстония»), представившая в 1905 году на суд общественности свой альманах. Один из лидеров группы поэт Густав Суйтс сформулировал важнейший принцип младоэстонцев: «Оставаясь эстонцами, станем и европейцами!» Этот призыв означал не только обогащение эстонcкой культуры европейским культурным наследием и достижениями, но и изучение новых западноевропейских течений и идеалов.
Значительное влияние на молодых эстонских интеллектуалов оказал произошедший в Европе перелом в образе мыслей и мировоззрении людей. Отражая дух эпохи, младоэстонцы стремились отойти от прежних традиций эстонской культуры, которые они считали церковно-назидательными или крестьянскими. У старших деятелей культуры это вызвало непонимание. Тыниссон назвал младоэстонцев «доморощенными европейцами». Влияние западноевропейской культуры наиболее ярко проявилось в творчестве эстонских живописцев. Обучавшийся в Дюссельдорфе Антс Лайкмаа обрел известность благодаря портретам в стиле импрессионизма. В 1903 году он основал в Таллинне ателье-студию (первое эстонское художественное учебное заведение) и организовал ряд выставок эстонского искусства. Связанный с младоэстонцами Кристьян Рауд находился под влиянием символизма и модернизма.
Влияние современных музыкальных течений ощущалось в творчестве окончивших Петербургскую консерваторию эстонских композиторов, прежде всего, в хоровых песнях Марта Саара и крупных симфонических формах Рудольфа Тобиаса. Симфоническая музыка завоевала среди эстонцев столь широкую популярность, что выпускник Дрезденской консерватории Александер Ляте в 1900 году основал в Тарту первый эстонский симфонический оркестр.
Модернизация литературы потребовала больше времени. Началом ее считаются проявления реализма и натурализма в творчестве Эдуарда Вильде, но основательный перелом произошел благодаря деятельности младоэстонцев. Так, в стихах Густава Суйтса и прозе Фридеберта Тугласа ощущалось влияние романтизма, импрессионизма и символизма.
О положении эстонских актеров на рубеже веков
Поскольку театр не мог обеспечить мое существование, я должен был искать другое место службы. Если можно говорить о какой-либо плате за игру, то предлагаю небольшой обзор на эту тему. Самодеятельные артисты «Эстонии» работали сначала без платы. 17 декабря 1900 года правление впервые поставило этот вопрос на обсуждение: «Каким образом действительным членам можно предложить небольшую плату за их усилия». В результате долгих переговоров приняли решение: «На праздничных вечерах для приобретения чая, сахара, булки, масла, колбасы действительным членам, находящимся на должности, из кассы общества с каждого вечера выдавать по 3 рубля. На каждом таком вечере две женщины берут на себя заботу об этом. На репетициях будет подаваться чай». <…>
Новый председатель Т. Саарманн, который был богатым господином, иногда давал 5 рублей для проведения большой пирушки. В то время это были крупные деньги, и в этом случае праздник организовывали после представления на той самой сцене, где только что играли. Все это было в богемном духе, но повседневный хлеб мы зарабатывали в другом месте.
Paul Pinna. Minu eluteater ja teatrielu 1884–1944. Tallinn, 1995.
Эстонская печать
Общая грамотность и повышение уровня образования увеличили начитанность эстонцев. Выходило все больше газет и журналов, росли их тиражи. Наряду с газетами, поступавшими к читателям один или два раза в неделю, начали выходить первые ежедневные газеты на эстонском языке (Postimees, Teataja, Paevaleht). У каждой газеты были корреспонденты, которые присылали местные новости, утверждая тем самым ценность эстонского языка и культуры. Наряду с единоличным мнением редактора влияние на направленность газет стали оказывать редколлегии. Морализаторские и поучительные истории отступили перед актуальными известиями и содержательными статьями, затрагивавшими все сферы жизни.
С расширением начитанности росли и требования читателей: на первый план теперь выходило содержание книг. Отошли в прошлое сентиментальные рассказы эпохи национального пробуждения. Печатали художественную литературу эстонских и зарубежных писателей. Увеличилось общественное значение политической литературы. В большом количестве издавались практические справочники по сельскому хозяйству, здравоохранению, ведению домашнего хозяйства, кулинарии и т. д.
Истоки эстонской архитектуры
Общую картину эстонской архитектуры формировали местные архитекторы из остзейских немцев и их коллеги из России и Финляндии. Влияние на их творчество оказал модерн и национальный романтизм Северных стран. Для эстонцев особое значение обрело здание общества «Ванемуйне», построенное в Тарту по проекту финна Армаса Линдгрена. Первым образцом национальной архитектуры считается здание Эстонского студенческого общества, возведенное в 1902 году по проекту инженера-строителя Георга Хеллата.
Вопросы
- Что обусловило изменения, произошедшие в эстонской национальной культуре? Приведите примеры.
- Охарактеризуйте переломные моменты, произошедшие в начале XX века в сфере высокой культуры Эстонии. Приведите примеры.