Прибалтийские губернии по-прежнему принадлежали немецкому культурному пространству. Однако здесь отсутствовали два важнейших фактора, способствовавших формированию немецкой культуры XVIII века, – королевский двор и университет. Все это низводило Прибалтику до положения культурной провинции, которое усугублял консерватизм местного потомственного дворянства и верхушки городского общества.
Пиетизм
После окончания Северной войны в балтийских провинциях получил распространение пиетизм – движение обновления, целью которого было оживление религиозной жизни и глубокое осознание важности раскаяния и христианского искупления. Наиболее широкую поддержку он получил среди пасторов, в меньшей степени также помещиков и городских жителей. Духовный центр распространившегося в Эстляндии и Лифляндии пиетизма находился в германском городе Галле, в университете которого теологическое образование получили многие местные священники. Пасторы – приверженцы пиетизма – выделялись особой добросовестностью при исполнении своих обязанностей. Это во многом способствовало заживлению нанесенных войной ран и общему развитию.
Гернгутерство
С 1730-х годов движение гернгутерства (от названия поселка в Германии) обрело многочисленных сторонников и в Эстонии. Религиозное движение, зародившееся в Чехии и подвергшееся сильному влиянию пиетизма в Германии, стремилось к искренней «религии сердца». В отличие от пиетизма, который охватывал, в первую очередь, остзейские немецкие сословия, гернгутерство распространилось прежде всего в крестьянской среде.
Среди эстонских крестьян движение гернгутеров обретало массовый размах. Это могло быть обусловлено тем, что идеи гернгутерства принесли в Эстонию немецкие ремесленники, т. е. люди, по своему социальному статусу близкие к крестьянам. Селян привлекала структура движения братьев-гернгутеров: в селах создавались общины, где каждый член имел право голоса и возможность участвовать в её жизни. Здесь не делали разницы между членами на основании образования или сословия. Во время молитвенных собраний слово брали простые крестьяне, которых осенил «божественный дух». Большое внимание в общинах уделялось духовному пению. Гернгутерам удалось сделать христианскую веру близкой для народа. Их движение сопровождалось борьбой с народными верованиями и традициями народной культуры.
Пока движение гернгутеров оставалось в рамках, одобренных церковью и дворянством, представители власти относились к нему нейтрально или благосклонно. Со временем росло самосознание крестьян, и в отдельных местах стали происходить случаи, которые рассматривались как нарушение закона или даже бунт. Именно по этой причине в 1743 году общины гернгутеров оказались под запретом. В 1764 году Екатерина II пригласила немецких колонистов для освоения малонаселенных территорий Российской империи и частично восстановила свободу деятельности движения братьев-гернгутеров. Второй период расцвета их деятельности пришелся на 1830-е годы, когда в состав общин входило около 50 000 эстонских крестьян.

Одним из главных создателей гернгутерского движения являлся граф Цинцендорф, происходивший из старинного рода потомственных немецких дворян. На своих землях он основал поселение Гернгут (на восточной границе современной Германии), ставшее центром движения. В 1736 году Цинцендорф посетил Эстляндию и Лифляндию и был радушно принят местными правителями. Благодаря его активным действиям как духовного лица и личному денежному вкладу вскоре началось печатание полного текста Библии на эстонском языке, которая вышла в 1739 году в количестве 6015 экземпляров.
Просвещение
Просвещение распространялось преимущественно в остзейском немецком обществе. Немецкое просветительское движение, в отличие от французского, не было направлено против церкви. В середине XVIII века в прибалтийских провинциях стал распространяться теологический рационализм, получивший поддержку духовенства. Рационалисты утверждали, что верой должно управлять просвещенное сознание, и сводили религию к моральным нравоучениям. В своих проповедях пасторы-рационалисты делились полезными советами. Бόльшая часть местных распространителей идей просветительства и литераторов происходили из числа пасторов.
Иоганн Готфрид Гердер в 1760-е годы служил пастором и школьным учителем в Риге. Позднее обрел известность как выдающийся немецкий просветитель. Именно Гердер познакомил Европу с эстонским фольклором.
Известным остзейским литератором-просветителем был пастор из Пыльтсамаа Август Вильгельм Хупель. Во второй половине XVIII века он издал четырехтомное собрание на немецком языке «Топографические новости из Лифляндии и Эстляндии», описывающее местную природу, административное управление, сословную структуру, народные обычаи, географию и экономику. Для сбора материалов он обратился к пасторам, домашним учителям и знакомым дворянам: поименно известны 89 сотрудничавших с Хупелем корреспондентов. Кроме того, в период с 1781 по 1798 год Хупель издавал журнал «Nordische Miscellaneen» («Северные записки»). Вышло всего 46 номеров. Эти издания содержат множество краеведческих материалов, начиная от актуальных политических вопросов до особенностей национального характера эстонцев и латышей, поэтому они представляют собой ценнейший источник сведений для современных историков.
В эпоху Просвещения встал вопрос о равенстве людей и правах человека. Просвещенные литераторы осуждали крепостничество и требовали улучшения положения крестьян. Выдающимся критиком крепостной зависимости, названным Вольтером Лифляндии, был Гарлиб Хельвиг Меркель, происходивший из семьи пастора. Самым известным его произведением стала книга «Латыши, особливо в Ливонии, в исходе философского столетия», вышедшая в Лейпциге в 1796 году. Меркель стал первым, кто начал рассматривать эстонцев и латышей как угнетенные народы, свободе которых насильственным образом был положен конец. Целью Меркеля являлось коренное изменение общественных условий в Лифляндии и обеспечение личной свободы и собственности крестьян. Позднее работы подобного рода были опубликованы публицистом из Германии Иоганном Кристофом Петри, работавшим домашним учителем в местных поместьях. Однако большинство прибалтийских просветителей XVIII века в вопросе о крепостничестве придерживались весьма умеренных позиций, считая освобождение крестьян в ближайшем будущем невозможным.
Характерной чертой Просвещения стало образование различных обществ чтения, клубов и кружков, объединявших людей разных сословий, но обладавших духовными интересами. По мере развития журналистики и просветительской публицистики в прибалтийских губерниях началось формирование остзейской «публики», откликов которой ждали просветители, а также общественное мнение, осторожно дистанцировавшееся от государственной власти.
- Идеи Просвещения распространялись как среди остзейских немцев, так и среди крестьян.
- Немецкое просветительское движение не было направлено против церкви.
- Бόльшая часть местных распространителей идей просветительства происходили из числа пасторов.
- Сочинения Августа Хупеля об Эстляндии и Лифляндии являются важнейшими историческими источниками.
- И. Г. Гердер был самым ярким критиком крепостничества.
- Гарлиб Меркель был первым, кто рассматривал эстонцев и латышей как угнетенные народы, свободе которых насильственным образом был положен конец.
- Иоганн Петри познакомил Европу с эстонским фольклором.
- В странах Балтии, в отличие от других стран Европы, не было обществ и клубов чтения.
Для обсуждения
- Почему труды A. В. Хупеля сохранили свое значение до наших дней?
Просветители и крепостная зависимость
Для обсуждения
- Тексты каких авторов схожи?
- Для кого предназначены эти тексты? В каком стиле они написаны?
Вопросы
- Чем пиетизм в XVII веке отличался от лютеранства?
- Сравните влияние идей пиетизма и Просвещения в Эстонии.