В начале 1870-х годов Яннсен прекратил публикацию в «Eesti Postimees» статей Якобсона и Хурта, посчитав их взгляды излишне радикальными. В дополнение к противоречиям личного плана и, вероятно, конфликту поколений, определенную роль сыграло сотрудничество Яннсена с остзейскими немцами. Последние, осознав в эстонском национальном движении угрозу для своих позиций, стали выступать в печати с нападками на любые инициативы, направленные на пробуждение национального самосознания коренного населения. Однако эти шаги лишь оживили деятельность эстонцев.
Газета «Sakala»
Якобсон и Хурт попытались основать свои газеты, но из-за противодействия остзейских и российских властей эту идею не удалось реализовать. Наконец, разрешение на открытие новой газеты получил Карл Роберт Якобсон, проявлявший благожелательное отношение к действиям российских властей. Начало издания в 1878 году в Вильянди газеты «Sakala» ознаменовало новый этап развития эстонского национального движения. На страницах газеты Якобсон сформулировал радикальную для того времени политическую программу, предусматривавшую для эстонцев равные права с остзейскими немцами, и призывал эстонцев добиваться своих прав. При этом следует иметь в виду, что неотъемлемой частью эстонского самосознания того времени было противостояние верховной власти помещиков из числа остзейских немцев. Различие состояло лишь в форме и масштабах выражения этого противодействия.
Отстаивавшая свои позиции полемическая газета «Sakala» стала ведущим периодическим изданием, задававшим тон в национальном движении. В течение последующего десятилетия её тираж вырос до 6000 экземпляров. Поначалу в ней публиковалась корреспонденция Хурта и его единомышленников, но позднее ситуация изменилась. Якобсон, наряду с критикой в адрес пасторов из числа остзейских немцев, начал подвергать нападкам лютеранскую веру. Зато о русской православной церкви он из тактических соображений писал в одобрительном тоне. Для Хурта, который хоть и находился в конфронтации с пасторами из остзейских немцев, настроенными против эстонцев, осуждение лютеранства как конфессии было неприемлемо. По его мнению, будущее эстонцев опиралось на западную, основанную на немецких ценностях культуру, в которой лютеранство занимало центральное место. Таким образом, он не видел иной возможности, кроме публичного выхода из числа сторонников «Sakala». Противоречия вылились в общее противостояние Хурта и Якобсона, а затем и их сторонников. Якобсон был самым упорным лидером национального движения, не выбиравшим средств для достижения целей.
В связи с доносами остзейских немцев выход газеты несколько раз приостанавливали. Кроме того, помещики инициировали против Якобсона ряд судебных процессов. Однако результатом этих действий стал рост популярности газеты среди эстонцев.

Для обсуждения
- Сравните газету Якобсона «Sakala» с газетами под редакцией Яннсена. Найдите сходства и различия.
- Почему прибалтийские немцы проявляли враждебность к национальному движению эстонцев?
Карл Роберт Якобсон (1841–1882)
Карл Роберт Якобсон вырос в семье учителя приходской школы в Торма. После окончания Валгаской семинарии работал школьным учителем, затем служил волостным писарем и был хозяином хутора Кургья в Вяндра. В последние годы жизни посвятил себя изданию газеты «Sakala». Якобсон составил несколько учебников, имевших переломное значение для преподавания эстонской литературы в школах. Осенью 1868 года в обществе «Vanemuine» он произнес речь о национальной политике, в которой разделил историю эстонского народа на три основных этапа – «эпоху света», «мрака и тьмы» и «утренней зари», позднее два раза выступил с речью на национальную тему. Эти три патриотических выступления были изданы отдельной книгой (1870).

Расцвет национального движения
На рубеже 1870–1880-х годов национальное движение переживало расцвет. Успешно развивалось движение по созданию Александровского училища. Возникали новые подкомитеты и росли суммы пожертвований. Увеличилась численность членов Эстонского общества литераторов, издавались новые книги на эстонском языке, а в конце 1870-х годов по всей Эстонии стали открываться библиотеки.
В 1879 году в Тарту состоялся второй певческий праздник. На следующий год за ним последовал третий певческий праздник в Таллинне, давший мощный импульс национальному движению в Северной Эстонии. Крупнейшим событием периода пробуждения стало основание общества торгового судоходства «Линда» (1879).
Важнейшим политическим мероприятием национального движения стало прямое обращение в 1881 году делегатов эстонских обществ к взошедшему на престол Александру III. По инициативе Якобсона делегаты передали императору меморандум, в котором предъявлялся ряд требований политического, экономического и национального характера. Как и раньше, эта акция не принесла результатов.

Меморандум 1881 года
Требования меморандума
- Принудительная продажа хуторских земель по установленным государством ценам и запрет на произвольное повышение ренты.
- Окончательная отмена барщины.
- Равное распределение государственных повинностей и налогов между хуторскими и помещичьими хозяйствами.
- Введение российского полицейского и судебного порядка.
- Судебное делопроизводство на эстонском языке.
- Отмена патронатного права помещиков в лютеранской церкви, т.е. предоставление общине права выбора своего пастора.
- Освобождение народных школ из-под попечительства пасторов и помещиков.
- Равное представительство сословий в самоуправлениях провинций и ограничение привилегий рыцарств.
- Желание, чтобы на территории компактного проживания эстонцев была образована единая национальная губерния.
Значение меморандума 1881 года заключалось в том, что .
Во время аудиенции у императорской четы её участники-эстонцы всеми способами пытались продемонстрировать, что они не простые крестьяне, а члены образованной нации – представители различных профессий и слоев общества. Члены делегации были подобраны, вероятно, именно с этой целью. Наряду с одетыми в народные одежды волостными старейшинами в аудиенции участвовали утонченные господа-горожане во фраках: пастор Хурт, академик Кёлер, редакторы газет [Карл Август] Херманн и Якобсон, университетские преподаватели Михкель Веске, таллиннский торговец и издатель Томас Якобсон. [---] Поездка эстонцев на аудиенцию к императору в Санкт-Петербург и представление меморандума вызвали негодование остзейской общественности и рыцарств. По их мнению, эстонские общества вторглись в компетенцию законных представителей прибалтийских рыцарств как единственных представителей, – используя их собственный термин – «их земель», т. е. Прибалтийских провинций. Газета «Rigasche Zeitung» писала: «Поразительно, что в земледельческих, литературных и хоровых обществах крестьян обсуждаются вопросы, не имеющие ничего общего с общественными задачами этих обществ».
Ea Jansen. Eestlane muutuvas ajas. Tartu, 2007.Эстонское общество «Линда»
В начале декабря 1879 года по инициативе школьного учителя Густава Эслона (1846–1916) в Таллинне моряки и деятели национального движения образовали общество торгового судоходства – акционерное общество «Линда». Учредители обратились к народу с воззванием.
Главное стремление этого общества – желание призвать наш дорогой эстонский народ к общим действиям, что позднее принесло бы больше пользы; когда каждый отдаст свой рубль на благое дело и сам будет заботиться о том, чтобы польза от него росла быстрее. <…> В члены общества могут вступать все эстонцы. <…> Каждый вступающий платит 2 рубля – ежегодный членский взнос для организации делопроизводства общества и вносит 10 рублей или сколько сможет в кассу общества для покупки или строительства торговых судов и сможет получать 5% в год.
Деятельность «Линды» на начальном этапе развивалась стремительно. В первый год (1880) общество насчитывало 600 членов, паевой капитал достигал 125 000 рублей. Цель «Линды» – доставка товаров на приобретенных судах и получение дохода от этой деятельности. В 1880 году в Норвегии было куплено торговое судно «Linda Morgenroden». Местом назначения первого рейса была Филадельфия, куда оно доставило старые рельсы. В 1882 году было приобретено и второе судно – «Aleksander».
Однако несмотря на то, что акции «Линды» с большим воодушевлением приобретали представители всех слоев, обществу не удалось заложить основы международного капитала. В 1892 году по причине возникших между членами общества внутренних интриг и неумелого управления «Линда» обанкротилась, и её деятельность была прекращена.

Рождение эстонского театра
Из общества «Ванемуйне» в Тарту и общества «Эстония» в Таллинне выросли два самых главных наших театра. Моментом рождения эстонского национального театра считается постановка пьесы Лидии Койдулы «Племянник с Сааремаа» в обществе «Ванемуйне» в 1870 году. Наплыв публики, желавшей попасть на спектакль, был столь велик, что уже за час до его начала все билеты были проданы. Доброжелательный прием вскоре подтолкнул автора к написанию следующей пьесы, и спустя три месяца в этом же обществе уже играли комедию «Сватушки». Спектакль в 4-х действиях включал несколько лирических песен и остроумные куплеты на злободневные темы. Музыку к ним написала сама поэтесса – автор пьесы. С 1880-х годов постановки самодеятельных спектаклей обретают необычайную популярность во многих эстонских обществах.
«В воскресенье «Сватушек» давали в третий раз. Пьесу хорошо принимают, хотя в ней еще много недостатков.
[---] Это замечательно, как народ соскучился по театральным представлениям: с каждым новым спектаклем зал заполняется целиком. В воскресенье невозможно было протиснуться, и в переполненном зале некоторым стало плохо. Когда я добралась до дома, ощутила такую усталость и изнеможение, что хоть падай, но на этот раз играли лучше, чем прежде. Если бы только у нас было больше женщин, умеющих двигаться по сцене, насколько лучше у нас пошли бы дела! Хотя то, как мой брат Харри играет первого любовника, женщину и деревенскую красавицу, выглядит вполне неплохо, вскоре его меняющийся голос сделает это невозможным, и он сможет исполнять только одну роль».

Сине-черно-белый флаг
По традиции немецкие и остзейские студенческие корпорации имели собственные трехцветные флаги, форменные фуражки и трехцветные ленточки, которые прикалывали на груди. Опираясь на эту традицию, члены Эстонского студенческого общества осенью 1881 года решили установить отличительные цвета своей организации – синий-черный-белый. 4 июня (23 мая по старому стилю) 1884 года в Отепя флаг был торжественно освящен (этот флаг сохранился до наших ней и находится в Эстонском национальном музее). Позднее сине-черно-белый флаг стал национальным флагом эстонцев и государственным флагом республики.

Разногласия о методах достижения целей
К началу 1880-х годов в национальном движении сформировались два крыла. Одним руководил Хурт, другим – Якобсон, который требовал отмены особого балтийского порядка и улучшения общественного, правового и экономического положения эстонцев. В борьбе с сословными привилегиями остзейских немцев своим союзником Якобсон считал российские центральные власти и не смог предвидеть опасности русификации. По мнению Хурта, важнейшей национальной задачей является «достижение духовного величия», т. е. получение хорошего образования и развитие культуры. Он выступал и против онемечивания, и против русификации.
Основная цель каждого крыла – национальное и общественное развитие эстонского народа. Хурт и Якобсон одинаково представляли его будущее, требуя для эстонцев предоставления равных прав с остзейскими немцами, при этом принадлежность Эстонии к Российской империи считали неизбежным. Разногласия касались методов достижения цели. Были также противоречия личного характера, возникшие между Хуртом и Якобсоном, а также их сторонниками.
После того как Хурт в 1881 году перебрался в Санкт-Петербург, став пастором эстонского прихода, разногласия дошли до открытой борьбы. После избрания Якобсона президентом Эстонского общества литераторов сторонники Хурта вышли из него. Кроме того, ряд других мероприятий национального характера перешёл под контроль Якобсона и его единомышленников. В марте 1882 года Якобсон неожиданно заболел и скончался, но борьба за власть продолжалась. Общее собрание движения по созданию Александровского училища сместило Хурта с должности президента. Поскольку общее собрание намеревалось предоставить собранные деньги эстонским поселенцам в качестве кредита для приобретения недвижимости в Крыму, Хурт обратился за помощью к российским властям. Когда в 1888 году в Пыльтсамаа Александровское училище открыло свои двери, оно оказалось не долгожданной высшей школой с эстонским языком обучения, а русской городской школой.
Вопросы
- Сравните деятельность Хурта и Якобсона в качестве лидеров национального движения